678960, Россия, Республика Саха (Якутия), Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

3 декабря ПАО «Ростелеком» провёл масштабный вебинар для преподавателей и организаторов курсов компьютерной грамотности для пенсионеров по программе «Азбука Интернета». В виртуальном зале собрались 1 562 специалиста из 81 региона России — представители социальных служб, библиотек, образовательных и общественных организаций. Среди спикеров — Данилова Раиса Афанасьевна, ведущий библиотекарь Инновационно-методического отдела Нерюнгринской централизованной библиотечной системы (Республика Саха, Якутия).
В своём докладе «Безопасность прежде всего: формирование цифровых компетенций у старшего поколения через практику, повторение и игровые форматы» Раиса Афанасьевна поделилась 16-летним опытом работы с пенсионерами и людьми с ОВЗ. Её выступление стало не просто рассказом о локальной практике, а готовой методической моделью, которую можно адаптировать в любом регионе.
Ключевые принципы, которые отметила спикер:
– Безопасность как основа. Первые занятия всегда посвящены защите от мошенников: как распознать обман, не передавать коды из SMS, не переходить по подозрительным ссылкам. Уроки строятся на реальных практиках, а не на теории;
– Практика вместо теории. Слушатели сразу учатся тому, что пригодится в жизни: запись к врачу, подача заявлений в УК, работа с порталом «Госуслуги», поиск родственников-фронтовиков;
– Повторение и игровые форматы. Каждое занятие начинается с краткого повторения, а для закрепления материала используются визуальные памятки, парная работа, игровые форматы и онлайн-тесты;
– Мотивация через личные цели. Обучение строится вокруг интересов каждого: кто-то хочет найти работу, кто-то — составить родословную, кто-то — научиться оплачивать ЖКУ онлайн;
– Адаптация «Азбуки Интернета». Программа используется как фундамент, но дополняется региональными особенностями и авторскими модулями, такими как работа с сайтами «Память народа» и «Древо жизни». Выступление специалиста Нерюнгринской районной библиотеки показало, что даже в условиях ограниченных ресурсов можно создавать эффективные и востребованные образовательные пространства для старшего поколения. Её подход доказывает: главное — не объём информации, а безопасность, комфорт и ощущение успеха у учеников.
«Когда пенсионер говорит: “Теперь я сам записался к врачу” или “Я сам составил родословную” — это и есть наша главная награда», — завершила своё выступление Раиса Афанасьевна. Её опыт уже стал частью всероссийского диалога о цифровой адаптации старшего поколения — диалога, который помогает превращать технологии из барьера в возможность.
Подготовила: Данилова Р. А., ведущий библиотекарь
Инновационно-методического отдела НЦБС
Дата публикации: 09.12.2025 г.
678960, Россия, Республика Саха (Якутия),
Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29
3 декабря ПАО «Ростелеком» провёл масштабный вебинар для преподавателей и организаторов курсов компьютерной грамотности для пенсионеров по программе «Азбука Интернета». В виртуальном зале собрались 1 562 специалиста из 81 региона России — представители социальных служб, библиотек, образовательных и общественных организаций. Среди спикеров — Данилова Раиса Афанасьевна, ведущий библиотекарь Инновационно-методического отдела Нерюнгринской централизованной библиотечной системы (Республика Саха, Якутия).
В своём докладе «Безопасность прежде всего: формирование цифровых компетенций у старшего поколения через практику, повторение и игровые форматы» Раиса Афанасьевна поделилась 16-летним опытом работы с пенсионерами и людьми с ОВЗ. Её выступление стало не просто рассказом о локальной практике, а готовой методической моделью, которую можно адаптировать в любом регионе.
Ключевые принципы, которые отметила спикер:
– Безопасность как основа. Первые занятия всегда посвящены защите от мошенников: как распознать обман, не передавать коды из SMS, не переходить по подозрительным ссылкам. Уроки строятся на реальных практиках, а не на теории;
– Практика вместо теории. Слушатели сразу учатся тому, что пригодится в жизни: запись к врачу, подача заявлений в УК, работа с порталом «Госуслуги», поиск родственников-фронтовиков;
– Повторение и игровые форматы. Каждое занятие начинается с краткого повторения, а для закрепления материала используются визуальные памятки, парная работа, игровые форматы и онлайн-тесты;
– Мотивация через личные цели. Обучение строится вокруг интересов каждого: кто-то хочет найти работу, кто-то — составить родословную, кто-то — научиться оплачивать ЖКУ онлайн;
– Адаптация «Азбуки Интернета». Программа используется как фундамент, но дополняется региональными особенностями и авторскими модулями, такими как работа с сайтами «Память народа» и «Древо жизни». Выступление специалиста Нерюнгринской районной библиотеки показало, что даже в условиях ограниченных ресурсов можно создавать эффективные и востребованные образовательные пространства для старшего поколения. Её подход доказывает: главное — не объём информации, а безопасность, комфорт и ощущение успеха у учеников.
«Когда пенсионер говорит: “Теперь я сам записался к врачу” или “Я сам составил родословную” — это и есть наша главная награда», — завершила своё выступление Раиса Афанасьевна. Её опыт уже стал частью всероссийского диалога о цифровой адаптации старшего поколения — диалога, который помогает превращать технологии из барьера в возможность.
Подготовила: Данилова Р. А., ведущий библиотекарь
Инновационно-методического отдела НЦБС
Дата публикации: 09.12.2025 г.