Материалы о нашей Республике

Ысыах — якутский праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь Бога Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких парней.

Якутский ысыах — самый главный праздник в Якутии. Слово ысыах дословно можно перевести как «изобилие», связан с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. Традиционно ысыах празднуется в день летнего солнцестояния — 21 июня.
У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Идеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, — говорит она. — И единственная возможность встретиться всем родом — это здесь».

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

Медиаурок, посвященный
Дню Республики Саха Якутия
и 75 летию Великой Победы

Текст читает Е.В. Нитецкая, гл. библиограф информационно-библиографического отдела НЦБС.

Живи и процветай, Якутия моя!

Подготовила: Колесова А.А., библиотекарь библиотеки №3, п. Серебряный Бор.

Онлайн-презентация
"Плеяда славных имен Якутии"

Подготовила: Булгатова Н.С., заведующая информационно-библиографическим отделом МБУК НЦБС.

Музеи природы под открытым небом: заповедные места Якутии и Нерюнгринского района

С каждым годом, с увеличением народонаселения, ростом городов и как следствие большему развитию промышленности все меньше остается территорий, не тронутых человеком, где сохранилась дикая природа. Уже достаточно давно некоторые организации и отдельные люди собственными усилиями стали создавать заповедники и национальные парки. Их принцип состоит в том, чтобы оставить природу в первозданном виде, охранять ее и дать возможность зверям и птицам жить в дикой среде. 

Республика Саха (Якутия) занимает пятую часть Российской Федерации.  На ее территории находятся 2 заповедника, 4 национальных природных парка и более 100 ресурсных резерватов.  Общая площадь особо охраняемых природных территорий в Якутии составляет 1 млн 144 тыс. км2 или 37 %.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *