«Ысыах» в библиотеке № 3

20 июня в канун празднования якутского праздника «Ысыах», в библиотеке № 3 прошла конкурсная программа «Ысыах – встреча Нового года»

Гостями праздника были ребята пришкольного лагеря дневного пребывания. Гости с удовольствием познакомились с историей праздника, узнали о традициях и обычаях, рассмотрели красочные книги, поиграли в якутские игры. Так же ребята с удовольствием слушали якутские сказки и даже выучили несколько слов на якутском языке.

Особенно мальчишкам понравились необычные соревнования и якутские шуточные обряды, в которых каждый хотел поучаствовать. А девочки по достоинству оценили конкурс «Длинная коса» и «Якутский танец».

Подытожил мероприятие якутский народный хоровод Осуоха́й.

Якутская культура удивительная, самобытная и таинственная, сколько былей и легенд таит в себе она. Время пролетело не заметно, мероприятие очень понравилось ребятам, многие из них заинтересовались национальными книгами и долго рассматривали их.

Е.В. Белкина, ведущий библиотекарь библиотеки  № 3 п. Серебряный Бор

«Пусть другими не раз воспета

Твоя радость, сказать я волен, —

Лучше нет тебя, праздник лета,

Собирающий всех нас в поле.

Пусть теперь времена иные,

Мы обычаев не забыли,

Стол богатый мои родные,

Отмечая праздник, накрыли.

Ночь спустилась, землю окутав,

Призом вывесив месяц- пряник…

Сохраним навечно, якуты,

Удивительный древний праздник!»

Рафаэль Багатайский

Традиционно ысыах празднуется в день летнего солнцестояния — 21 июня. С 1991г.  Ысыах стал государственным праздником Республики Саха (Якутия). К этому национальному дню библиотека №3 п. Серебряный Бор представила этно-выставку «Ысыах- встреча Нового года».

Ысыах –(изобилие), якутский национальный праздник, самый главный праздник в Якутии, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, сопровождаемый обрядом молений, кумысопитием и обильным угощением, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.  

У якутов сохранилась древняя традиция— делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим. Якутский Новый год осмысливался как рождение Природы и Человека и означал восполнение ресурсов жизни.

Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима,- говорит она. — И единственная возможность встретиться всем родом — это здесь». Еще П.А.Ойунский отмечал, что Ысыах, как культ торжества и радости жизни, был праздником семейным.  Во время Ысыаха обязательно со всеми родственниками проводят совместную трапезу и дается благословение уважаемых членов семьи молодому поколению. Здесь особое значение придавалось «обычаю произнесенного слова», через благопожелания задавалась стратегия будущей жизни. Затем все принимают участие в хороводе осуохай — массовом народном танце, танце единения людей земли Олонхо.

Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического «лица». Ысыах оставался и до сих пор остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ритуальный комплекс, музыкальная культура, наконец, традиционное мировоззрение. Якутский праздник Ысыах нес оптимистическую заряженность и моделировал символы жизнеутверждающего начала, с помощью которых можно было установить гармонию в обществе.

К вниманию читателей и посетителей представленные фотографии, книги и краткое изложение проводимых ритуалов, обрядов дало общее восприятие праздника Ысыах, как символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.

А. А. Колесова, библиотекарь библиотеки  № 3 п. Серебряный Бор

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *